Суббота, 27.04.2024, 15:38
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Алёнушка" г.Катав-Ивановска" Катав-Ивановского муниципального района

 Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     Инклюзивное образование в современном детском саду

    Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

    Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана. Нарушения общего развития не позволяют детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

    Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

    Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
    По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

    1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
    2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
    3. Дети с нарушением речи (логопаты);
    4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
    5. Дети с умственной отсталостью;
    6. Дети с задержкой психического развития;
    7. Дети с нарушением поведения и общения;
    8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

    В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка , другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.  Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу.

    Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы:

    ДЦП – детский церебральный паралич;

    ЗПР – задержка психического развития;

    ЗРР – задержка речевого развития;

    ММД – минимальная мозговая дисфункция;

    ОДА – опорно-двигательный аппарат;

    ОНР – общее недоразвитие речи;

    РДА – ранний детский аутизм;

    СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

    ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

     Из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП (детский церебральный паралич) , ММД (минимальная мозговая дисфункция) и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны.  

                   Инклюзивное образование в дошкольном учреждении

    В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование».

     Еще в 30-е годы 20 века известный советский психолог Лев Семенович Выготский обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития, для успешной социальной практики имеющегося у ребенка физического дефекта.

    Доказано, что именно дошкольный возраст предпочтителен для начала формирования толерантности (терпимости). Дети дошкольного возраста более терпимы к сверстникам с ОВЗ, чем школьники.

    В Законе об образовании (п.16 ст.2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Получение образования таким физическим лицом без создания специальных условий не возможно. Этот термин распространяется как на лиц, признанными инвалидами, так и на лиц, не являющимися инвалидами.. Также могут быть инвалиды (в основном страдающими соматическими заболеваниями), не являющимися обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

     

    Согласно п.4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Таким образом закон заложил правовую основу для существования инклюзивного, интегрированного и специального (коррекционного)  образования.

    Итак, инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся воспитанников.

    Преимущества совместного воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья:

    • Формирование новых навыков, умение полагаться на собственные силы, приобретение уверенности в том, что  группа сверстников признает их и принимает как желанных партнеров по  общению, а также игровой и интеллектуальной деятельности.
    • Занятия и игры с другими детьми заставляют стремиться к большим достижениям, тем самым вырабатывают у них позитивное самовосприятие -  нередко в группе детского сада им впервые приходиться самостоятельно делать то, что ранее  им было не под силу.

    Преимущества совместного воспитания для сверстников особого ребенка:

    • Сверстники учатся понимать и принимать  существующие различия, приобретают ежедневный опыт в проявлении терпимости и заботливого отношения.
    • В общих группах у детей появляется возможность подружиться и узнать, что дети-инвалиды могут быть равноправными партнерами в игре и общении.

    Преимущества для родителей ребенка с особенностями в развитии:

    • Ежедневное общение с педагогами группы, медсестрой, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, способствует тому, что родители перестают находиться и чувствовать себя в одиночестве.
    • Они получают большой объем информации о новых способах оказания помощи своему ребенку, его достижениях и трудностях.
    • Наблюдая своего ребенка в коллективе сверстников, родители начинают относиться к нему более реалистично, становятся спокойнее, когда видят, что их ребенок проявляет себя характерно для своего возраста.

    Преимущества для педагогического коллектива:

    • Повышается профессиональная компетентность в области воспитания и обучения детей с особенностями поведения и развития. Предоставляется возможность углубить свой педагогический опыт.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)  содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в основную образовательную программу дошкольной организации.

    Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

    Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлены на:

    1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

    2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

     

    Инклюзивное образование в нашем учреждении ведется по двум направлениям:

    - общее недоразвитие речи;

    - ограниченные возможности здоровья (нарушение зрения).

    Открытие группы инклюзивного образования  для детей с нарушением зрения и функционирование логопедического пункта для детей с общим недоразвитием речи продиктовано  социальным заказом населения.

     Восемь детей с нарушением зрения и 30 детей с общим недоразвитием речи посещают наш детский сад.  В соответствии с новым Законом об образовании дошкольное учреждение обязано создать условия для таких детей.

     Осуществление инновационной деятельности в рамках инклюзивного образования «Особый ребенок» стало новым этапом в развитии дошкольного учреждения. Этот проект представляет собой современную модель развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и ставит задачу: предоставление ранней коррекционно-развивающей и социально-педагогической помощи детям, возможность их общения с нормально развивающимися воспитанниками. В ходе проведенного анализа стало очевидным, что существует потребность не только в оказании ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими потребностями, но и необходимость в их социализации в сообществе сверстников, социуме в целом.

       В детском саду  есть ребенок полностью не видящий. Есть дети с косоглазием, со сниженным зрением. С учетом особенностей таких детей,  их психофизического развития, индивидуальных возможностей специалистами обеспечивается коррекция нарушений развития и социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

     В детском саду  разработана  Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Для каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут.

    В образовательном процессе педагогами используются индивидуальные и коллективные формы работы с детьми по пяти образовательным областям основной общеобразовательной  программы нашего учреждения.

    Успешному обеспечению коррекции нарушений у детей, способствует созданная в детском саду развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования. Она наполнена современным коррекционным и развивающим  оборудованием.

    Дети, имеющие речевые нарушения разной степени сложности, также попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку эти дети обучаются в массовых группах, а получают коррекционную помощь на индивидуальных занятиях, они заведомо включены в процесс инклюзивного образования. Инклюзивный подход оказывает целенаправленное воздействие на каждого ребенка, имеющего проблемы в развитии речи,  с тем, чтобы его пребывание в группе было комфортным и способствовало его самореализации. 

    О  результативности  доступной и полезной формы инклюзивного образования в нашем детском саду можно судить по положительным высказываниям родителей обучающихся, по динамике развития детей, результатам обучения детей в начальной школе.

     

    Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования